Туристический портал волгоградской области



Детский день «Татьяна Домостроительница»
27 января  в 11-00 часов  в  выставочном зале на ул. Чуйкова, 37 проводится  детский день  «Та...

Выставка «Романтики-XXI»
Коллективная выставка «Романтики-XXI» в Выставочном зале музея изобразительных искусств ...

Выставка «Большое дерево».
Выставка «Большое дерево» (живопись, скульптура, графика, декоративно- прикладное искусс...

Новые занятия в ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал».
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова. приглашает ребят в возрасте от 7 лет н...

Презентация книги Льва Сергеевича Тырина "Картинки моего сталинградского детства".
27 ноября в 14.00 в выставочном зале музея Машкова состоится презентация книги воспоминаний коренног...


Новости



«Вихрь» русской души


«Вихрь» русской души

     Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова с 1 июля по 28 августа работает выставка

     «Вихрь» русской души

К 145-летию со дня рождения Филиппа Андреевича Малявина
Живопись и графика из фондов ВМИИ.


Формат экспозиции: выставка в выставке

     Путь Ф.А. Малявина в искусстве типичен для многих великих деятелей русской культуры рубежа XIX – XX веков. Современники сравнивали его с М. Горьким и Ф. Шаляпиным. Увлекаемый своим талантом и помощью многих людей, желающих поддержать одаренного крестьянского мальчика, он достиг вершин признания и стал одним из самых модных живописцев эпохи «серебряного века».

     Собрание произведений Ф.А. Малявина в Волгоградском музее изобразительных искусств включает в себя три живописных и ряд графических работ. Они поступили в Волгоградский музей из частных коллекций. Так, шесть представленных на выставке рисунков были подарены музею уроженцем Царицына, замечательным художником и рисовальщиком, К.И. Финогеновым, а картина «Крестьянская девушка» ранее находилась в коллекции знаменитой певицы Лидии Руслановой.

     Хронология жизни художника, как зеркало отражает вихрь эпохи, изменившей облик Европы и России в XX веке. Он родился 10 октября 1869 года в селе Казанки Самарской губернии в бедной крестьянской семье. На средства, собранные односельчанами, талантливый мальчик был отправлен в Афонский монастырь учиться иконописи. Там, в Греции его рисунки увидел скульптор Беклемишев и привез с собой в Санкт-Петербург, в Академию художеств. Занимался Малявин много, увлеченно, обгоняя курс. Получал медали и вскоре стал знаменитым. В 1895 году две его картины приобрел в коллекцию П.М. Третьяков.

     Ученик И.Е. Репина очевидно опережал движение искусства, восхищал одних и возмущал других. Дипломная работа «Смех» была отвергнута Советом Академии, а через год в Париже на Всемирной выставке её ждал феноменальный успех и золотая медаль. О Малявине узнала вся Европа. Признание художник получил за изумительно точное понимание крестьянской темы. О Малявине, как несравненном певце русской крестьянской жизни, писали газеты. Ему заказывали портреты и покупали его картины представители самых «громких» фамилий того времени. Нищета осталась в прошлом. Он купил усадьбу недалеко от Рязани и вместе с женой и дочкой удалился от шумной столичной жизни. Почти двадцать лет он писал тех, кого хорошо знал, чувствовал, любил и понимал: крестьянских детей, «баб» и «девок», стариков и старух.

     В 1906 году Ф.А. Малявин снова заставил говорить о себе, представив на выставке «Мира искусства» полотно «Вихрь». Сейчас эта картина воспринимается как гениальное предчувствие грандиозных потрясений России. Художник получил звание академика живописи.
После революции 1917 года Ф.А. Малявин переехал в Москву. Он искренне старался встроиться в новую жизнь, даже получил пропуск в Кремль и рисовал В.Ленина. Но скоро понял, чем грозят перемены многострадальному русскому крестьянству. Под предлогом организации зарубежной выставки в 1922 году он вместе с семьей покинул советскую Россию.

     Европейские города: Прага, Белград, Лондон, Стокгольм, Париж с радостью принимали персональные выставки Ф.А. Малявина. Тысячи русских эмигрантов утоляли ностальгическую тоску о Родине перед его картинами. А иностранные зрители проникали в тайну русской души.
При стремительном захвате Бельгии нацистскими войсками, художник оказался на оккупированной территории и был арестован. Заступничество немецкого офицера, хорошо разбиравшегося в искусстве, спасло известному живописцу жизнь. Однако путь домой, в Ниццу пешком, через пол-Европы, отнял силы и здоровье. В декабре 1940 года Ф.А. Малявина не стало.

     Крестьянских женщин Малявин писал и рисовал на протяжении всей своей жизни. Игорь Грабарь называл рязанских моделей Малявина – «феи». Он говорил, что его «девки» и «бабы» не просто портреты и этюды, а «целый мир, совсем особенный, никем до того не замеченный…Он воплотил в странных образах, сотканных из элементов реальных и в тоже время фантастических каких-то загадочных фей».

     Стиль рисунков, как и живописную манеру Малявина невозможно спутать. Рисовал он ежедневно, с самого детства. Уезжая из России, оставил друзьям альбомы рисунков, где только автопортретов более двух тысяч. Для рисования, художник самостоятельно изготавливал карандаши с плоскими, как лопаточки остриями. Это позволяло рисовать быстро, не меняя грифеля наносить и тонкие линии, и широкие, жирные штрихи. Сочетая контуры с эффектами светотени, добавляя иногда цветные карандаши, он вызывал ощущение богатой игры красок, фактур, чувство пространства, света и воздуха.

     Поэтика русской души, русского народа, рожденная гением Ф. А. Малявина, не похожа ни на жесткий реализм передвижников, ни на бравурный социалистический реализм. «В этом вихре красок есть что-то, заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок». Благодаря собственным экспериментам с технологией изготовления красок, растертых вручную с добавлением венецианского терпентина, копалового лака и льняного масла, живописный слой картин был удивительно ярким, долго не застывал, а при повышении температуры воздуха «оттаивал». Картины начинали «дышать», заставляя зрителя ощутить мощное движение композиции, жизни, истории. Художник видит русских крестьян такими – стихийными, динамичными, «вихреватыми». Интуитивно он предчувствовал момент, когда народная стихия вырвалась из берегов и погрузила страну в страшную смуту. Но также, он предчувствовал и острую тоску по России уходящей, патриархальной, казалось, «вечной».

Экспозиция будет работать с 1 июля по 28 августа 2014 г.





Источник: Администрация Волгоградского музея изобразительных искусств


Опубликовано: четверг, 03 июля 2014г.

Возврат к списку

(Нет голосов)


Сообщества ТОП-5
09.08.2016 16:21:47
Эта группа создана для любителей путешествовать и получать подарки. Если туризм – твоя стихия, а фотоаппарат – постоянны...
Участников: 6
Тема: Волгоград и окрестности
12.05.2014 20:18:06
В Волгограде наступила настоящая зима. Интересно услышать о зимнем Волгограде самих жителей и гостей. Ждем Ваших впечатл...
Участников: 1
Тема: Волгоград и окрестности
16.04.2014 16:34:41
Ура, ВЕСНА!!! Время, когда хочется путешествовать! Приглашаем на первые новинки-туры: "Сочи Олимпийский", &qu...
Участников: 1
Тема: Достопримечательности
15.04.2014 02:54:38
Волгоградская область открывается нам во всей своей красе, многообразием уникальных достопримечательностей и удивитель...
Участников: 4
Тема: Волгоград и окрестности
13.04.2013 18:28:54
Ежегодно в Волгограде проводятся крупные фестивали для детей-инвалидов. В город-герой приезжают ребята со всей области, ...
Участников: 2
Тема: Достопримечательности

все группы


Последние комментарии
Привет всем форумчанам!...
19.01.2019 18:42:23
И снова Крым(10,08-17,08) и снова великолепный отдых, турагенство БРАВО!!!! И опять только с Вами! ...
29.08.2018 09:39:35
Спасибо за тур в Крым (с 24.07 по 31.07.2016), поездка получилась!, великолепный отдых, всё превосхо...
01.08.2016 18:30:48
На выходных были на рыбалке с друзьями на Летучей рыбе, ловили хищника. Скаджу одно - рыбалка удала...
14.01.2016 10:49:14
Вы можете связаться с Природным парком «Усть-Медведицкий» http://www.gid34.ru/catalog/re...
13.11.2014 19:40:02